zzweb-панель

Колыбельные

http://img.zzweb.ru/img/755702/kolybelnaya.jpg
Как известно, убаюкивающий голос матери — лучшее снотворное для младенца. Именно под материнские воркующие песни засыпает он быстрее всего.

Колыбельная создает вокруг малыша атмосферу тепла, уюта, безопасности.

Какие песни пели матери своим детям в старину? Какими песнями баюкают крошек современные мамы?

вернуться в «Сон»

НАЖМИТЕ, чтобы добавить следующую запись на страницу...
http://img.zzweb.ru/img/755707/kazachya-kolybelnaya.gif

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

29.06.2012

открыть открыть в новом окне      x 


Колыбельная медведицы из м/ф «Умка»

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.

Мы плывём на льдине,
Как на бригантине,
По седым, суровым морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.

Автор текста: Яковлев Ю.
Автор музыки: Крылатов Е.

Спи моя радость, усни

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни,
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит.
Мышка за печкою спит.
Слышится шум за стеной,
Что нам за дело, родной,
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!

Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, и забот.
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь.
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни.
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!

Автор текста: Фридрих Вильгельм Готтер
Автор музыки: Бернхард Флис — В. А. Моцарт
Перевод: София Свириденко

Спят усталые игрушки…

Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Глазки закрывай,
Баю — бай…

В сказке можно покататься
На Луне,
И по радуге промчаться
На коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар — птицы,
Ты ей пожелай —
Баю — бай.

Баю — бай, должны все люди
Ночью спать,
Баю — баю, завтра будет
День опять,
За день мы устали очень,
Скажем всем — спокойной ночи,
Спи — засыпай,
Баю — бай.

За день мы устали очень,
Скажем всем — спокойной ночи,
Спи — засыпай,
Баю — бай.

Автор текста: Петрова З.
Автор музыки: Островский А.

Колыбельная Светланы
(из кинофильма «Гусарская баллада»)

Лунные поляны,
Ночь, как день, светла…
Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала:
В уголок подушки
Носиком уткнись…
Звёзды, как веснушки,
Мирно светят вниз.

Лунный сад листами
Сонно шелестит.
Скоро день настанет,
Что-то он сулит.
Догорает свечка,
Догорит дотла…
Спи, моё сердечко,
Ночь, как сон, светла.

Догорает свечка,
Догорит дотла…
Спи, моё сердечко,
Спи, как я спала.

Автор текста: А. Гладков
Автор музыки: Т. Хренников

Спи, дитя

Спи, дитя, сладким сном,
Все уснуло кругом.
Тишина и покой
Крепко глазки закрой.
Ночь пришла, спать пора,
Спи, усни до утра.
Ночь пришла, спать пора,
Спи, усни до утра.

Спи, дитя, сладким сном,
Все уснуло кругом.
Тишина и покой
Крепко глазки закрой.

Ночь пройдет, и опять
Станет солнце сиять.
Ночь пройдет, и опять
Станет солнце сиять.

Автор текста: С. Михайлова
Автор музыки: И. Брамс

Ни дождика, ни снега…»
(«Песня звездочета» из кинофильма «Красная Шапочка»)

Ни дождика, ни снега,
Ни пасмурного ветра —
В полночный безоблачный час.
Распахивает небо
Сверкающие недра
Для зорких и радостных глаз.

Сокровища вселенной
Мерцают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит…
А есть такие люди:
Они прекрасно слышат,
Как звезда с звездою говорит:

— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Сияешь?
— Сияю.
— Который час?
— Двенадцатый, примерно.
— Там, на Земле, в этот час
Так хорошо видно нас!
— А как же дети?
— Дети спят, наверно…

Как хорошо, от души
Спят по ночам малыши,
Весело спят — кто в люльке, кто в коляске.
Пусть им приснится во сне,
Как на Луне, на Луне
Лунный медведь вслух читает сказки.

Там высоко-высоко
Кто-то пролил молоко,
И полyчилась млечная доpога.
А вдоль по ней, вдоль по ней
Между жемчужных полей
Месяц плывет, как белая пиpога.

Там, на Луне, на Луне
На голубом валуне
Лунные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над Луной, над Луной
Шар голубой, шар земной
Очень красиво всходит и заходит!

Автор текста: Ю. Ким
Автор музыки: А. Рыбников

Носики-курносики

Наконец то, полземли излазав,
Крепким сном мои мальчишки спят
Сон свалил страну синеглазую,
Спят мои сокровища чумазые,
Носики-курносики сопят.

Спят такие смирные, хорошие,
В целом мире лучше нет ребят.
Одеяла на сторону сброшены
И зеленки яркие горошины
На коленках содранных горят.

Ну, а завтра… Если б знать заранее,
Сколь исповедимы их пути.
Что им стоит так, без расписания,
Улизнуть с урока рисования,
В космос просто пешими уйти.

Бьют часы усталыми ударами.
На Земле спокойно — дети спят.
Спят мои отчаянные парни,
Спят мои Титовы и Гагарины,
Носики-курносики сопят.

Автор текста: Булычёва А.
Автор музыки: Емельянов Б.

25.03.2012

открыть открыть в новом окне      x 

Младенец в возрасте до сорока дней воспринимался в народной культуре как существо, сохраняющее связь с потусторонним миром, откуда он явился и куда мог возвратиться в любой момент, тем более, что в русской деревне смерть представляла собой реальную угрозу для каждого новорожденного. Главной целью матери (или того, кто ухаживал за ребенком) было удержание его на земле.

До сорокового дня новорожденного называли «сырым», «парным», «новинкой». Поначалу сам для себя ребенок не существует: «Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду, ни племени, и ни страсти и ни боязни, не имеет в себе ни ума, ни разума… " (из севернорусского заговора на ловлю белок. Русские дети. Основы народной педагогики. С.221)

Свое существование человечек начинает осознавать через окружающих его людей, через их прикосновения, действия и слова.

Самым эффективным способом „закрепить“ ребенка в мире людей считалось указание новорожденному его собственного места в этом мире — наречение ему имени, озвучивание имен родителей. В задачу воспитателей входило также помочь ребенку построить модель мироздания и дать ребенку важнейшие пространственные и смысловые ориентиры.

Для народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он этот мир практически будет осваивать сам. Построение картины мира ребенка начиналось сразу после появления младенца на свет через обращенный к нему материнской фольклор — колыбельные песни, пестушки, потешки…

Колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему картины мира, знакомит с расстановкой сил, персонифицированных в образах людей, животных, мифологических персонажей, и с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий на дорогу жизни. Описывать колыбельные песни довольно сложно, так как исполнение зависит от ситуации убаюкивания: долго ли засыпает малыш, устала ли мама (бабушка, нянька), какие события случились днем…

Большинство колыбельных публикуется в виде небольших сюжетно завершенных текстов, но в реальной жизни, колыбельные могут составлять около полусотни и более строк, где один сюжет плавно перетекает в другой, сливается с третьим. Кроме того, исполнитель всегда импровизирует, например, за счет созвучности слов — могут прилететь журавли, а могут и воробьи. Иногда текст колыбельной переходит в припеваемые наборы звуков, сохраняющих мелодию (Бай-бай, баю-бай. Люлю-люлю-люлю. Ту-ту-ту-туру-руру) или перерасти в бытовой диалог:

— Я вам денюжку принес,
За квартиру за февраль.
-Вот спасибо, хорошо,
Положите на комод…»
(фильм «Операция «Ы»)

Некоторые сюжеты колыбельных песен:

1) Символическое представление основных пространственных координат мира, куда пришел ребенок после появления на свет. Упорядочивание пространства начинается с фиксации точки, в которой находится ребенок. В колыбельных часто и преувеличенно положительно описывается колыбель — первое собственное место ребенка, его исходное личностное пространство.

Висит колыбель
На высоком на крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крюки золотые.

У котика, у кота
Колыбель хороша,
У моего Сашеньки
Лучше его.
У кота, кота
Перинушка мягка,
У моего Сашеньки
Мягче его.
У кота, у кота
Подушечка бела,
У моего Сашеньки
Соболиное лежит.

Как у Вани колыбель
Во высоком терему,
Шитом, браном пологу,
Кольца-пробойца серебряные…

Ребенок здесь подобен божеству, окруженному ценными дарами.

Ой, ляльки-ляльки-ляльки,
В изголовье крендельки,
В ручках яблочки,
В ножках прянички,
По бокам конфеточки,
Винограду веточки.

О качи, качи, качи
Под подушкой калачи,
В ручках прянички,
В щечках яблочки,
О лю-лю, лю-лю, лю-лю.

В колыбельных этого типа утверждается высшая качественность и ценность занимаемого ребенком места. Слова колыбельной песни еще раз укрепляют ребенка в мысли, что он — самый желанный, мама — самая лучшая, дом — самый родной, формируют то, что ученые называют «базовым доверием к жизни». В противопоставление теплого защищенного пространства дома-колыбели, внешний мир описывается как опасное место для маленького человечка — темный лес, речка, луг, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок — «край».

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
И положит под кусток.

Не ходи туда на край!
На краю собаки злые,
Там старухи пожилые.

2) Во многих колыбельных перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он будет работать, кормить и содержать своих собственных детей и родителей.

Вырастешь большой,
Будешь хороший да баской,
Будешь в людушки ходить,
Будешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.

Баю-баю,
Живет мужик на краю,
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.

Здесь ему задается структура социального пространства, в котором он найдет себе место, перечисляются члены семьи, нравственные категории взаимоотношений с младшими, старшими, святыми покровителями. Закладывается система отношений в пространстве мира людей, определяются цели жизни ребенка, а также ее границы, конечность.

Отец пошел за рыбою,
Дедушка дрова рубить,
Матушка уху варить.

Одна бабка далеко,
Друга зарыта глубоко.

Байки, побайки, Куплю матери китайки, Отцу кумачу, Братцу бархатцу, Сестре ленточку, Дедку сапоги, Бабке коты, Да ей к обедне ходить.

Причем в колыбельных песнях изображается и утверждается благополучная судьба.

Баюшки-баю!
Спи по ночам,
Расти по часам!
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
Нянюшкам, мамушкам
Обновки дарить,
Красным девушкам —
По ленточке.
Нянюшки, мамушки,
Качайте дитя!

С Угомоновною,
С красной девицею,
И ты спи по ночам,
Ты расти по часам.
А как вырастешь велик,
Стану в золоте водить,
Станешь серебро носить,
А нянюшкам, мамушкам
Обносочки дарить,
А сенным девушкам —
Новые пошить,
Моему Ванюшке носить.

3) Мотив изгнания вредителя, мешающего ребенку спать (Бука, Бабай, собака, волк, корова…)

Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Моего Ваню не пугай!
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Моего Ваню не тревожь.

Баю-баю, баю-бай
Ты собачка не лай,
Белолоба не скули,
Нашу Любу не буди.

Баю-баю
Петушок -золотой гребешок.
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь
Маше спать не даешь?

Люли-люли, ай-люли
Прилетели журавли.
Журавли-то из болота
И садились на ворота.
А воротички скрипят,
Спать Ванюше не велят.
Вы ворота не скрипите —
Вы Ванюшу не будите.

4) Мотив призвания того, кто может защитить, успокоить ребенка (Богородица, Никола, ангелы, Сон дрема, голуби…)

Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой, —
Сохранитель твой,
От всякого глазу,
От всякого благу,
От всех скорбей,
От всех напастей.

Уж ты котинька-коток,
Котик — серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мое дитятко качать.
Я тебе то, коту,
Я тебе, воркоту,
За работу уплачу:
Бел платочек повяжу,
Наряжу тебя в сапожки,
Носки лаковые,
Будешь, котик,
Ты плясать,
Колю будешь забавлять.

Котя-котенька коток,
Котя-серенький хвосток,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Светочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу —
Дам кусок пирога, да кувшин молока,
Да каши горшок, сладких яблочек мешок.
Уж ты котик поскучай,
Нашу детку покачай.

Бай да лю-лю,
Володю спать укладу.
Кошки, котята
По очепу бежат,
Володе сна тащат.
Сон да дрема —
Володе в глаза!
Сон ходит по сеням,
Дрема ходит по новым.
Сон говорит,
Володе спать велит.
Сон в сапогах,
Дрема в катанках.
Сон говорит:
«Володю укладу».
Дрема говорит:
«Ему спать велю».

Бай-бай-бай!
Ну баю-баю-баю!
Баю Ванюшку моего!
Уж ты, Ванюшка, спи,
Угомон тебя возьми.

Люли-люли, ай-люли
Прилетели голуби.
Сели гули на кровать,
Стали Машеньку качать.

5) Мотив кормления-угощения

Все по лавочкам сидят,
Кашку масляну едят.
Ложка гнется, нос трясется,
Сердце радуется.

Люли-люли-люлюшки,
Прилетели гулюшки
Стали гули ворковать:
Чем нам Машеньку питать?
— Чайком, молочком.
Молочком и с сахарком.
Залетели в уголок,
Зажигали огонек.
Стали кашу варить,
Стали Машеньку кормить.

Дитя любит рожок,
А пестунъя — пирожок.
Пирога-то нету,
Дам тебе конфету.

6) Тема смерти. По мнению ученых, такие колыбельные, вопряки своему прямому содержанию, являются защитой от смерти.

Умирать не торопись.
Поторопишься, умрешь,
Много слез наделаешь…

Свезем к Троицы, к Миколы
Под большие колоколы,
Под тоненьки дощечки,
Под белы саванки.
Да под елочки,
Да под березочки.

Закрой, Люсенька, глаза,
Мы кладем под образа
Трои суточек пропустим,
Во сыру землю опустим.
Мы зароем песком,
Да завопим голоском.
Сделаем поминки,
Наварим пиво в кринке.
Мамка у печки
Блинков напечет.

7) Мотив сна и укачивания.

Спи-ко, Маша-солнышко,
Спи-ко, житно зернышко.
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Ты, сугрева теплая,
Расти, замена легкая,
Уж ты легонький посол,
Куда пошлешь, туда пошел.
Свечушка, усни,
Моя светлая, поспи.

Ой лю-лю, мое дитятко,
Спи-тка усни, дитя материно,
Все ласточки спят,
И касатки спят,
Куницы спят,
И лисицы спят.
Нашему Ванюшке
Спать велят.
Для чего, зачем
Ванюше не спать?
Ласточки спят
Все по гнездышкам,
Касаточки спят
Все по кусточкам,
Лисицы спят
Все по подкусточкам,
Куницы спят
Все по норочкам,
Соколы спят,
Все по гнездышкам,
Соболи спят
Где им вздумалось,
Маленькие детки
В колыбельках спят.
Спи-тко, Ванюша,
Спи-тко, дитятко родное!

8) Мотив наказания ребенка за то, что тот долго не засыпает. Угроза наказания зачастую направлена не самому ребенку, а какому-нибудь постороннему лицу, например «котику», что дает возможность матери выплеснуть негативные эмоции, не нанося вреда младенцу.

Как у котика-кота
Была мачеха люта
Она била кота, колотила кота.

Колотушек надаю
Колотушек двадцать пять
Будет дитя крепко спать.

Исследователи отмечают, что пение и состояние укачивания гармонизируют состояние не только ребенка, но и матери.

21.10.2011
dom-teremok.narod.ru

открыть открыть в новом окне      x 
Кроме привычных колыбельных песенок существует множество детских стишков-засыпалок. Они также являются одним из жанров русского народного фольклора. Выучите их, и попробуйте укладывать малыша в игровой форме.

http://img.zzweb.ru/img/764384/lullaby.jpg

А куда поедем днем, перед сном?


Со станции Топтушкино
До станции Кровать
Скорей добраться нужно нам!
И чу-у-уточку поспать.

На станции Вставайкино
Проснешся — выйдешь сам!
И побежишь в Играйкино,
К друзьям и чудесам!

Ну, а пока — приехали
На станцию… Кровать!
На этой самой станции
Так сладко засыпаать…

Дедушка-Вредушка


Дедушка-Вредушка
К нам не заходи!
Дедушка-Вредушка
Дом наш обойди.
Нет у нас
Капризных деток —
Нет, нет, нет!
Видишь, спать ложимся?
Видишь — выключаем свет?!

Пять щенят


Пять щенят cпать хотят,
А шестой — не спит.
Пять щенят спать хотят,
А шестой — шалит!
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал… («спать пора!»)
Мирно хвостиком вильнул
И — быстрее всех… (уснул)
И тебе он, между прочим
Пожелал… («Спокойной ночи»)

Спи малыш мой


Спи малыш мой сладко сладко
Пусть присниться шоколадка
Или зайчик или мишка иль веселая мартышка
Спи сыночек засыпай
глазки сладкий закрывай!

Сладко спи, ребенок мой


Сладко спи, ребенок мой
Глазки поскорей закрой
Баю-баю птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать!

Пусть тебе приснится...


Пусть тебе радость приснится во сне,
Сказочный сад и жар-птица в огне,
Пусть в гости прийдёт к тебе плюшевый слон,
И пусть охраняет твой сказочный сон.
И пусть тебя ночь покрывалом укроет
Луны мягкий свет твои глазки закроет.

Ежата


Трое маленьких ежат
На кровати в ряд лежат.
Рядом мамочка-ежиха
Говорит им тихо-тихо:
Вам давно пора уж спать,
Чтобы рано утром встать,
Посмотреть, как на поляне,
Лошадь белая в тумане,
Тихо будит облака.
Как притихшая река
Ветки ивы умывает,
Как туман под солнцем тает,
Как, рассеивая тень,
К нам приходит новый день.
А пока, ежатки, спите,
В новый день во снах летите

Пальчики


Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Считалка-засыпалка


РАЗ – пора ложиться спать,
И игрушки убирать.
ДВА – не надо нам лениться,
Перед сном водой умыться.
ТРИ – не ныть, а раздеваться.
На ЧЕТЫРЕ – постараться
Аккуратно, не спешить!
Вещи рядышком сложить.
Ну, конечно же, на ПЯТЬ
Нужно быстро лечь в кровать.
И приятно будет очень
Всем сказать: «Спокойной ночи!»
ШЕСТЬ – на правый лечь бочок,
Не крутиться, как волчок!
СЕМЬ – закрыть покрепче глазки.
ВОСЕМЬ – ДЕВЯТЬ – слушать сказки,
Но глазами не моргать.
А на ДЕСЯТЬ – крепко спать!

Засыпалка


Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
Мы столько сегодня прыгали,
Что больше совсем не хотим,
Чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
Чтоб завтра снова пуститься в путь!»

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
Мы одевали, кормили и мыли,
И еще рисовали,
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился и помогал!
И ложку держать и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали,
Мы целый день
Всех внимательно слушали,
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
Если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Мы так устали, что аж защипали.
Мы столько сегодня видели,
А теперь хотим мы поспать,
Давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
Я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
Чтобы завтра опять
»Доброе утро" сказать!"

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
Почмокал, почавкал и прорычал,
Я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
Отдыхайте и спите,
А я буду вас охранять,
Спокойно дышать и дышать...»
· 02.10.13 ·
открыть открыть в новом окне      x